Основы китайской медицины

  Автор:
  1754

Основы китайской медицины

Основы китайской медицины сочетают как естественнонаучные наблюдения, так и философские этические начала. Нравственное самосовершенствование человека считалось необходимым компонентом сохранения здоровья как духовного, так и телесного, которые, кстати, в представлениях китайцев не имели такого резкого противопоставления, как у европейцев.

Существенным признаком китайского мышления является исключительное значение символов и символических действий не только в философии, науке, культуре, но и в обыденной жизни. Поэтому, познавая эти представления и понятия, надо учитывать их более всеобъемлющий характер по сравнению с представлениями и понятиями европейской цивилизации.

В первых философских трактатах («И цзин» — «Книге перемен» и «Шу цзин» — «Книге истории») были сформулированы все основные положения о противоборствующих в единстве силах ИНЬ-ЯН, об энергии ЦИ, о «великом пределе ТАЙЦЗИ, учение о пяти перво-стихиях и пяти движениях У СИН. Сформировавшиеся в середине первого тысячелетия до Рождества Христова, они стали основой китайской медицины.

По всей вероятности, философские положения китайских мыслителей сложились в результате наблюдений не только над окружающей природой, но и над функциями человеческого организма, его строением, что в результате привело к возникновению весьма цельной и стройной философской концепции, соединяющей макро- и микрокосм. Успешность применения методов лечения, основанных на этих идеях, подтверждает ее обоснованность.

Созерцание непрерывно меняющихся природных явлений привело древнейших китайских мыслителей к установлению основного принципа бытия и движения в мире — постоянного действия двух противоборствующих и в то же время неразрывно связанных свойств, или начал — ИНЬ и ЯН. Исходное значение иероглифов, которыми обозначались эти понятия — темная и светлая стороны горы. Мрак, холод, влага, смерть, женское — это свойства ИНЬ. Свет, тепло, огонь, рождение — ЯН.

Они возникли как качества первоначально единой энергии ЦИ(или ЧИ). Это произошло под действием первоматерии ТАЙЦЗИ (буквальное значение -«великий предел»). В результате сгущения ЦИ произошло разделение на светлые, легкие и чистые ЯН-ЦИ, поднявшиеся вверх и образовавшие небо, и мутные, тяжелые, грязные ИНЬ-ЦИ, опустившиеся вниз и образовавшие землю. Равновесное взаимодействие ИНЬ и ЯН определяет порядок мироздания, природы, государства, семьи, человека и так далее.

Противоборство ИНЬ и ЯН рождает все движение в мире и пять первоначал (или первостихий, первоэлементов): ВОДУ, ОГОНЬ, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЮ И МЕТАЛЛ. «Небо создало пять первоначал, и народ пользуется ими всеми. Стоит упразднить одно, и жизнь станет невозможна» (из трактата «Цзочжуань»). Эти пять первостихий являются основой всех вещей и последовательными состояниями природы. Между всеми первоначалами существуют связи, взаимозависимости и все соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими влияниями.

Первоэлементы одновременно и взаимопорождают, и взаимо-преодолевают (контролируют) друг друга. Взаимное созидание основано на природных свойствах первоначал: вода порождает и питает дерево (для роста дерева необходима вода); дерево, сгорая, порождает и питает огонь; огонь порождает и питает землю (пепел); земля порождает металл (так как металл получают из недр земных); металл порождает воду (при расплавлении превращается в жидкость) и так далее, — все взаимные порождения замкнуты в бесконечность, в кольцо (смотрите рисунок).

Основы китайской медицины теория У- Син

Каждый первоэлемент одновременно является и «матерью», и «сыном», он и рождается и подпитывается, и сам рождает и питает. Так раскрываются прямые и косвенные связи мироздания. Однако для равновесия сущего мира должны быть и обратные связи. Таковыми являются взаимное угнетение, взаимный контроль или управление первоначал. Вода управляет (тушит) огнем, огонь управляет (расплавляет) металлом, металл управляет (разрушает) деревом; дерево управляет (разрушает корнями) землей; земля управляет (впитывает) водой.

Такие отношения называются в китайских трактатах «дед» — «внук». Единство взаимопротивоположных начал инь-ян, строгая закономерность их чередования и смены составляют универсальный закон бытия. При этом важной категорией китайской философии является взаимодополнение. ИНЬ и ЯН не только противоборствуют, но и взаимодополняют друг друга. Именно взаимодополнение есть источник бытия.

Инь следует дополнять ян и наоборот — для поддержания существования. Если же к инь добавлять инь и к ян добавлять ян, то есть к подобному добавлять подобное же, нарушается их гармония, что ведет к гибели. Взаимодополнение является универсальной категорией и основой принципа лечения китайской медицины — правила БУ-СЕ (буквальный перевод «прибавить-отнять»).

Инь-ян проявляются в любом субстрате, вещи, процессе, явлении: в мужском и женском началах, в свете и тьме, в дне и ночи, жаре и холоде, солнце и луне и так далее. Чередование инь и ян задает цикличность всех процессов в природе. Если последовательность ци в природе нарушается, то происходят катастрофы: извержения вулканов, землетрясения, наводнения или засухи. Если последовательность ци в организме человека не соблюдена, то возникают болезни.

Из таких философских представлений складывается понятие единого целого, обнимающего всю Вселенную и человека. Человек рассматривается как мир в миниатюре, отражение макрокосмоса, Вселенной и состоит из пяти первоэлементов, попадающих в организм с пищей. Отражением этой органической целостности являются пять полых и пять плотных органов. Они взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу . В этой единой системе все взаимосвязано и взаимно зависимо, все части макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека) имеют общую функциональную структуру.

Пять первоначал стали основой для учения У СИН (буквальное значение — «пять элементов, пять движений»). Древневосточные врачи применяли учение у син к проявлениям жизнедеятельности человеческого организма и для упорядочения отношений человека и природы. В книге «Шаншу да-цюань» говорится: «Вода и огонь относятся к жизненно необходимому, к еде и питью, в которых нуждается народ. Металл и дерево существуют для развлечений и производства. Земля является источником всех вещей и служит на пользу человека». Концепция У СИН является основой для диагностики и лечения, а также для рекомендаций по предупреждению болезней.

Главным практическим выводом из учения у син является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов, их постоянного взаимопорождения и взаимопреодоления. Весь круг восточных медицинских учений включен в эту философскую концепцию. Связи взаимного порождения и угнетения присущи всем объектам и явлениям. Динамическое равновесие постоянных физиологических процессов и реакций организма может быть нарушено внешним воздействием. К примеру, повреждение какого-либо органа или системы, относящейся к первоначалу земля, приводит к ослаблению контроля за органами, относящимися к воде, те усиливаются и угнетают органы огня. Так происходит распространение болезни.

Цель, которую ставила китайская медицина, изначально состояла в счастливом существовании человека, которое имело пять проявлений: «Первое проявление счастья — долголетие, второе — богатство, третье -здоровье тела и спокойствие духа, четвертое — любовь к целомудрию, пятое — спокойная кончина, завершающая жизнь» («Шу цзин»).

Китайские мыслители отвечали на вопрос «что?», а не «почему?» или «как?». Выявить связи и зависимости между явлениями природы, организмом, патогенными и целительными факторами — на это были направлены их усилия. Для них было важно, что дерево рождает и поддерживает огонь, а не то, почему оно горит, каков у него химический состав, какая при этом происходит реакция.

Только осознание этих различий восприятия окружающего мира, понимание особенностей индуктивного метода, то есть построение общих положений на основе частных конкретных явлений без разрыва связей между ними, поможет понять и успешно использовать восточную медицину.

Основы китайской медицины
   2 голоса
Средняя оценка: 3.5 из 5
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук