Эволюция теории возникновения акупунктуры (часть 3)

  Автор:
  979
Канон желтого императора
Канон желтого императора

В первых двух статьях я уже рассмотрела теории возникновения акупунктуры, а также древние источники, где были изложены основы теории меридианов и акупунктурных точек.

Была ли эволюция акупунктурной теории ?

В развитии любой области знаний предполагается естественная эволюция. Поэтому исследователи истории акупунктуры пытаются проследить ее развитие, то есть обнаружить примитивное состояние акупунктурной теории, которая постепенно усложнялась и усовершенствовалась.

Например,Лу Гвэй Дьен и Дж.Нидхем  приводят таблицу постепенного увеличения числа акупунктурных точек в различные исторические периоды. Так, в «Нэй Цзин» хотя и называется число 365 точек, но в самом тексте описано всего 160 их наименований, то есть 44% от общего числа точек, известных в настоящее время.Правда,если учесть акупунктурные точки,лишь упоминаемые в тексте, но подробно не описанные в нём, то эта цифра увеличивается до 80% .

«Нэй Цзин» не является систематическим учебником акупунктуры и не претендует на полное описание точек. Гораздо большее внимание в этой книге уделяется подробному описанию каналов.

Кроме того, известно, что значительное число акупунктурных точек редко применяется в практике. Например, в популярном современном учебном пособии, изданном Шанхайским колледжем традиционной медицины (Acupuncture. A Comprehensive Text), в основном тексте описано только 174 точки, а остальные 187 даны в приложении.

В  «Трактате по акупунктуре», написанном в 282 году новой эры, который является по своей сути учебным пособием, описано уже 349 точек. Составитель этой книги Хуан Фу Ми (Huangfu Mi) указывает, что, кроме «Нэй Цзин» , он пользовался книгой под названием: «Лечение тела человека иглоукалываием и прижиганием.» Эта книга,   по-видимому, как и многие другие, не дошла до нашего времени .

В современных учебных пособиях описывается 361 точка, то есть число, приближающееся к указанному в «Нэй Цзин», — 365. Таким образом,пока не существует убедителъных доказательств существования процесса постепенного обнаружения новых акупунктурных точек в историческом развитии.

Еще одна попытка продемонстрировать эволюцию акупунктурной теории основана на рукописях, найденных в ходе  археологических раскопок.

В начале 70-х годов был обнаружен могильный холм, названный Мавангдуи.  Эта местность ранее находилось в королевстве Чу периода Воюющих государств , 480-221 до н.э. Найдено три захоронения, одно – маркиза Дай , два других – его жены и сына. В могиле сына, умершего в 168 году до н.э. в возрасте примерно 30 лет найдены многочисленные рукописи на бамбуке и шелке.

Среди различных текстов, касающихся политики, военного дела, философии и других областей знаний, обнаружены медицинские записи. Они посвящены шаманским заклинаниям, травяным рецептам и простым хирургическим операциям. Там же найдены тексты с описанием каналов, но без указания акупунктурных точек.

В этих текстах не упоминается и о связи каналов с внутренними органами, как это описано в «Нэй Цзин», и  упомянуты только 11 из 12-ти основных каналов .Найденные рукописи рассматривались как свидетельства существования раннего этапа развития акупунктуры когда уже были известны каналы , но ещё не было представления об акупунктурных точках.

Рукописи, найденные при раскопках Мавангдуи, относятся ко  второму веку до новой эры.К тому же периоду относится  деятельность врача Шунь Ю И  (216 – 150 г.г. до новой эры). Автор биографии этого врача – Сума Чьень,историк, живший в первом веке до новой эры, приводит найденные им в архивах 25 историй болезни  из практики Шунь Ю И, а также его ответы имперскому суду на процессе по обвинению в допущении врачебных ошибок .

Из этих материалов однозначно вытекает, что  врач, лечивший, среди прочих, и членов имперской семьи, использовал в своей практике множество акупунктурных точек и каналов, включая Восемь Чудесных Сосудов.Вот например часть его ответа суду ,касающаяся одного из учеников Шунь Ю И : « Я обучил его ходу  основных каналов,  циркуляции сосудов… и соответствующим им пульсам …и конечно я объяснил позицию акупунктурных точек.»

Поэтому трудно согласиться с предположениями о том, что рукописи, найденные при раскопках Мавангдуи, и относящиеся к тому же периоду, указывают на раннюю стадию развития акупунктурной теории, когда были известны 11 из 12-ти каналов,и  не были известны акупунктурные точки.  Скорее всего это разрозненные записи, не отражающие состояние акупунктуры на тот период. Действительно важно то, что материалы, найденные в ходе археологических раскопок, абсолютно достоверно подтверждают существование представления об акупунктурных каналах во втором веке до новой эры!

Недавно была опубликована научная работа, в которой с большой вероятностью показано,что знаки татуировки,обнаруженные на теле Тирольского оледеневшего человека  (возраст мумии 5200 лет) совпадают по расположению с классическими акупунктурными точками.Если это так,то возникновение акупунктуры уходит  в древность почти недоступную исследованию и выходит из границ Китая.

Заключение

Таким образом, в отличие от западной медицины, ученым не удается проследить ни происхождение, ни развитие акупунктурной теории.

Появившись в своем полном виде не позднее второго века до новой эры, а скорее всего уходя в гораздо более глубокую древность, теория энергетических каналов и акупунктурных точек не претерпела с тех пор существенных изменений.

С другой стороны, акупунктура получает все большее распространение как эффективный метод лечения, а теория энергетических каналов получает научное подтверждение.

Трудно предположить, что данная теория, хотя и возникла в глубокой древности, является продуктом примитивной цивилизации.

Даже в наше время, несмотря на все достижения современной науки, не удается обнаружить и понять систему энергетических каналов, хотя имеются все основания предполагать, что она действительно существует.

Возникновение учения об энергетических каналах и точках воздействия, на которых основана акупунктура,  не укладывается в традиционную схему развития : от примитивного знания – к более совершенному.

Существование этого учения трудно объяснить, не предположив, что оно является плодом высокоразвитой цивилизации.

Акупунктура не единственное свидетельство возможности существования в глубокой древности знаний, опережающих современные. Например, как показывает физик Ф. Капра (F. Capra), представления о мире, высказанные в древних учениях Индии и Китая, более верно отражали действительность, чем представления, существовавшие в науке до начала ХХ века, то есть до появления теории относительности и квантовой физики .

Возможно, серьезное исследование учения об энергетических каналах могло бы открыть новые горизонты в понимании природы человека и в развитии медицины.

Статья опубликована в: The American Journal of Chinese Medicine,Vol.31,No.6,983-990,2003.

Эволюция теории возникновения акупунктуры (часть 3)
   2 голоса
Средняя оценка: 5 из 5
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:
2 комментария
  1. Владимир

    Мне было любопытно и интересно почитать статью! Написана содержательно и толково! Благодарю за работу!

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук